Форма обратной связи для родителей воспитанников
и ответы на часто задаваемые вопросы родителей по питанию
1. Вопрос: Каким документом регулируется организация питания в
детском саду?
Ответ: Организация питания в образовательной организации
осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов и
локальных актов:
Федеральный закон от 02.01.2000г N 29-ФЗ "О качестве и безопасности
пищевых продуктов" ст.25.2. "Организация питания детей в
образовательных организациях и организациях отдыха детей и их
оздоровления"
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.1.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
27.10.2020 г. № 32 "Об утверждении СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организации общественного питания
населения"
2. Вопрос: Что делать, если ребенок ничего не хочет есть в детском саду?
Ответ: Есть дети, которые в детском саду почти ничего не едят. Особенно
часто они встречаются в младших группах во время адаптации к детскому
саду. Иногда дети могут пить кефир, чай или компот. Не стоит заставлять
такого ребенка есть, со временем он станет принимать пищу наравне со
всеми. Достаточно, если ребенок будет в детском саду хотя бы пить (чай,
компот, кефир) и понемногу пробовать каждое блюдо. «Недоеденное» в
детском саду дети могут наверстать и дома. Кормите ребенка привычной
едой с утра, плотным ужином сразу после детского сада и легким «вторым
ужином» ближе ко сну.
3. Вопрос: Как подготовить ребенка к питанию в детском саду?
Ответ: Перед поступлением ребенка в детский сад попробуйте немного
приблизить свое домашнее меню (если оно у вас «изысканное») к
детсадовскому (каши, суп, запеканки, простые котлеты, компот). Пусть
ребенок получает такие блюда хотя бы на завтрак и на обед. Иначе после
домашних деликатесов дети нередко просто не едят детсадовскую кашу,
суп с крупой и котлеты. Постарайтесь также соблюдать детсадовский
режим питания.
4. Вопрос: Проверяют ли продукты для детей дошкольного возраста на
соответствие требованиям?
Ответ: Все продукты для детей дошкольного возраста в обязательном
порядке проходят гигиеническую экспертизу,включающую санитарнохимические и санитарно-микробиологические исследования на
соответствие этих продуктов действующим санитарным нормам и правилам в
России.
5. Вопрос: Нужно ли ребенку соблюдать режим питания?
Ответ: Да, обязательно. Во-первых, это необходимо для нормальной работы
желудочно-кишечного тракта (выработки желудочного сока), а во-вторых,
это позволяет выработать у ребенка стереотип правильного и рационального
питания, необходимого для выбора продуктов, полезных для здоровья.
6. Вопрос: Что делать, если у ребенка есть медицинские показания для
диетического питания?
Ответ: Если у вашего ребенка есть медицинские показания для
предоставления диетического питания, то вам необходимо:
-связаться с ответственным по организации питания в ДОУ;
-предоставить справку, подтверждающую и описывающую
диету; -написать заявление о предоставлении диетического
питания;
-совместно обсудить меню для вашего ребенка.
7. Вопрос: Что делать, если у ребенка есть заболевание,
требующее специализированного питания?
Ответ: Если у вашего ребенка есть заболевания, требующие
специализированного питания, то вам необходимо:
-связаться с ответственным по организации питания в ОУ
-предоставить справку, подтверждающую заболевание, и рекомендации
врача;
-написать заявление о предоставлении специализированного питания; --
совместно обсудить меню для вашего ребенка.
8. Вопрос: Может ли ежедневное меню отличаться от 10-дневного?
Ответ: В соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20 питание должно быть
организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным
руководителем дошкольной образовательной организации, рассчитанным не
менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и
пищевых веществах для детейвсех возрастных групп и рекомендуемых
суточных наборов продуктов дляорганизации питания детей в дошкольных
образовательных организациях.
При отсутствии каких-либо продуктов в целях обеспечения полноценного
сбалансированного питания разрешается проводить их замену на
3
равноценные по составу продукты в соответствии с таблицей замены
продуктов по белкам и углеводам.
9. Вопрос: Как часто меняется состав меню?
Ответ: Меню составляется на 2 недели. В нем учитываются минимум 10
различных сочетаний вторых блюд и 5 вариантов супов. Следующие 2
недели новый рацион, после чего первый вариант меню может
повторяться. При этом для зимнего и летнего сезона составляется
отдельный рацион. Он учитывает не только меняющиеся энергетические
потребности детей, но и сезонные фрукты, овощи, ягоды.
10. Вопрос: Можно ли приносить из дома свои блюда в детский сад, если
у ребенка аллергия на некоторые продукты?
Ответ: К сожалению, такой вариант организации питания при посещении
детского сада запрещен.
Одним из документов, регламентирующих организацию питания в
дошкольных образовательных организациях, является СанПиН 2.3/2.4.3590-
20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Согласно СанПиН прием пищевых продуктов и продовольственного сырья
в дошкольные образовательные организации осуществляется при наличии
документов, подтверждающих их качество и безопасность. В дошкольных
образовательных организациях не допускается использовать в питании
детей любые пищевые продукты домашнего (не промышленного)
изготовления, а также принесенные из дома (в том числе при организации
праздничных мероприятий, празднований дней рождения и т.п.
11. Вопрос: Чем отличается домашнее питание от питания в детском саду?
Ответ: Домашняя пища готовится в меньшем объеме, чем в детском саду,
ассортимент зависит от наличия продуктов в семье и желания ребенка. В
детском саду предлагают специально разработанные для детей продукты и
блюда, однако, не всегда учитываются сиюминутные желания ребенка.
Свежеприготовленная пища дома — не всегда реальность, чаще пищу
готовят впрок, на несколько дней, и хранят в холодильнике, причем при
повторном подогревании пищевая и вкусовая ценность пищи снижается.
12. Вопрос: Нужно ли запивать пищу?
Ответ: Обычно ребенку предлагают напитки ( чай, какао или кофе с молоком,
компот, сок) после основной еды. Однако у части детей имеются затруднения
при приеме твердой пищи (хлеба, котлет и др.). В этих случаях, в порядке
исключения, можно разрешить ребенку запивать такие блюда чаем, водой и
другой жидкостью.
13. Вопрос: Какие продукты не разрешены для питания в детском саду?
Ответ:
Мясо и мясопродукты:
4
- мясо диких животных;
- коллагенсодержащее сырье из мяса птицы; - мясо третьей и
четвертой категории;
- мясо с массовой долей костей, жировой и соединительной ткани
свыше 20%;
- субпродукты, кроме печени, языка, сердца; - кровяные и ливерные
колбасы;
- непотрошеная птица;
- мясо водоплавающих птиц.
Блюда, изготовленные из мяса, птицы, рыбы:
- зельцы, изделия из мясной обрези, диафрагмы; рулеты из мякоти
голов;
- блюда, не прошедшие тепловую обработку, кроме соленой рыбы
(сельдь, семга, форель).
Консервы:
- консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные,
«хлопуши», банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток.
Пищевые жиры:
- кулинарные жиры, свиное или баранье сало, маргарин (маргарин
допускается только для выпечки) и другие гидрогенизированные
жиры; - сливочное масло жирностью ниже 72%;
- жареные в жире (во фритюре) пищевые продукты и кулинарные
изделия, чипсы.
Молоко и молочные продукты:
- молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по
заболеваемости сельскохозяйственных животных, - молоко, не
прошедшее пастеризацию;
- молочные продукты, творожные сырки с использованием
растительных жиров;
- мороженое;
- творог из непастеризованного молока;
- фляжная сметана без термической обработки; - простокваша
«самоквас»;
Яйца:
- яйца водоплавающих птиц;
- яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, «тек», «бой»; - яйца из
хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам;
Кондитерские изделия:
- кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты) и кремы.
Прочие продукты и блюда:
- любые пищевые продукты домашнего (не промышленного)
изготовления, а также принесенные из дома (в том числе при
организации праздничных мероприятий, праздновании дней
рождения и т.п.);
- первые и вторые блюда на основе сухих пищевых концентратов
5
быстрого приготовления;
-крупы, мука, сухофрукты и другие продукты, загрязненные
различными примесями или зараженные амбарными вредителями;
- грибы и кулинарные изделия, из них приготовленные; - квас,
газированные напитки;
- уксус, горчица, хрен, перец острый и другие острые приправы и
содержащие их пищевые продукты, включая острые соусы,
кетчупы, майонезы и майонезные соусы;
- маринованные овощи и фрукты (огурцы, томаты, сливы, яблоки) с
применением уксуса, не прошедшие перед выдачей термическую
обработку; - кофе натуральный;
- ядра абрикосовой косточки, арахиса; - карамель, в том числе
леденцовая;
- продукты, в том числе кондитерские изделия, содержащие
алкоголь; кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием
этанола (более 0,5%).
14. Вопрос: Как организовать питание дома?
Ответ: Питание ребенка в дошкольном учреждении и в семье должно
сочетаться. С этой целью в группе вывешивается меню. Пожалуйста,
внимательно, изучайте его, если у вашего ребенка есть хронические
заболевания и какие-либо противопоказания к определенным продуктам
питания предупредите об этом медицинскую сестру и воспитателей
группы. До отправления ребенка в детский сад не кормите его, т.к. это
нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита. Если Вы
приводите ребенка с 7.00-7.30, то дома можно дать сок и (или) какие —
либо фрукты. Переход ребенка о домашнего воспитания к воспитанию в
детском коллективе всегда сопровождается определенными
психологическими трудностями, часто у детей в это время снижается
аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции,
снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная
организация питания в это время имеет большое значение и помогает
ребенку скорее адаптироваться в коллективе. Перед поступлением
ребенка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав
рациона к условиям детского сада. Приучить его к тем блюдам, которые
чаще дают в дошкольном учреждении, особенно, если раньше он их
никогда не получал. Впервые дни нельзя менять стереотип поведения
ребенка, в том числе и привычки в питании. Первое время, если ребенок
не ел самостоятельно, воспитатели обязательно будут его кормить и
докармливать.
Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его
насильно. Это усиливает отрицательно отношение к детскому коллективу.
Для профилактики ОРЗ и ОРВИ следует проводить дополнительно
витаминизацию рациона питания детей, используя широкий ассортимент
имеющихся витаминизированным пищевых продуктов и напитков, а по
6
необходимости (по заключению врача), также поливитаминных препаратов.
15. Вопрос: Каким должен быть домашний ужин?
Ответ: Многие родители стремятся дома дополнить питание детей жирной и
сладкой пищей: пирожными, сметаной, колбасой, а то и покормить незадолго
до сна полным домашним обедом. И то, и другое приносит организму
ребенка вред. Во время сна процессы пищеварения и обмена веществ резко
замедляются, и обильный ужин на длительное время задерживается в
пищеварительном канале. Это способствует избыточному отложению жира в
организме, накоплению в нем недоокисленных (промежуточных) веществ,
затрудняющих обмен, и в итоге — возникновение болезненных состояний.
В детских учреждениях дети получают достаточное количество углеводов и
жиров, а белков, особенно животного происхождения, нередко не хватает.
Поэтому родителям необходимо каждый день просматривать меню и
соответственно дополнять ужин детей продуктами, богатыми белками
животного происхождения, — молоком, творогом, рыбой, яйцами, сыром,
если их не было в меню.
Самым дешевым и ценным источником белка в детском питании является
творог. Родителям надо позаботиться о том, чтобы творог и блюда из него
готовились ребенку на ужин чаще. Если за ужином ребенок получает детский
сырок, который содержит белка меньше, к нему добавляют стакан кефира,
ацидофильного молока или ряженки. Творог можно дать в натуральном виде
(если он пастеризован) или сделать из него сырники, ленивые вареники,
налистники. К творогу или творожному изделию дают кисель фруктовый,
компот, стакан молока. Можно дать сливки, особенно ослабленным детям.
Полезен также мед. Его намазывают на булочку, вмешивают в кисель. Мед с
молоком, кисломолочными продуктами способствует повышению
гемоглобина. Детям с излишним весом рекомендуют тощий кефир
(таллинский, украинский). Он содержит мало жира (всего 1 %), но больше
белка — 4,3 % (в обычном кефире — 2,8 % белка).
Следует приучать детей кефир и молоко есть с хлебом. Так обогащается
аминокислотный состав пищи. Если в этот день в детском учреждении не
давали яйцо, его можно дать на ужин со стаканом кисломолочного продукта.
Яйцо также хорошо сочетается с картофелем, зеленым горошком,
винегретом. Можно также сделать омлет с картофельным пюре и салатом из
капусты, огурца, зеленого лука.
В отдельные дни детям дают рыбное блюдо, особенно из рыбной рубки, так
как белки рыбы легче и быстрее перевариваются по сравнению с мясом
(1,5—2 часа). В домашний ужин обязательно включают фрукты, овощи и
соки, чтобы дополнить дневное питание в детском учреждении витаминами,
минеральными солями и микроэлементами, в том числе и кроветворными:
железом, медью, кобальтом, марганцем и др. Это могут быть морковный,
томатный соки, которые дают перед ужином, яблоки или другие фрукты,
сладкие соки — виноградный, сливовый, нектар, яблочный — после ужина.
Морковь—богатый источник каротина (в 100 г содержится 9 мг), который в
7
организме превращается в витамин А. Пополнять его дефицит в
рационе особенно важно детям, подверженным частым заболеваниям
верхних дыхательных путей. 50—100 г красной моркови достаточно ребенку
для восполнения суточной потребности в каротине. Морковь должна быть
ежедневным продуктом в питании ребенка, в особенности в зимне-весенний
период. В детском учреждении приготовить сок на большое количество детей
трудно, а дома это вполне возможно. Морковь дают не только в виде сока, но
и в виде салата с яблоком, натертых на крупной терке с добавлением
растительного масла или сметаны с сахаром. Можно приготовить морковные
котлеты или пудинг. Старшим детям дают натуральную очищенную морковь,
а маленьким натирают ее на терку.
В целом меню домашнего ужина может выглядеть примерно так: 1-й вариант
Морковный сок — 50—100 г Сырок детский или творог — 100 г
Кефир или ацидофильное молоко — 200 г (с хлебом) Яблоко или апельсин
2-й вариант
Томатный сок — 100 г Яйцо всмятку или омлет
Винегрет, салат или картофельное пюре с зеленым консервированным
горошком
16. Вопрос: С какими проблемами в питании сталкиваются дети в детском
саду?
Ответ: Обязательно следует сразу договориться с воспитателями о том,
чтобы они не заставляли ребенка есть насильно или доедать то, что осталось
в тарелке. Это способно навредить и аппетиту, и психике малыша. Если вы
столкнетесь с подобным явлением, обязательно поставьте в известность
администрацию сада.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются дети в детском саду: некоторые
из них не успевают поесть за отведенное время, зная это, они волнуются,
давятся и иногда даже остаются голодными. Ребенку нужно привыкнуть к
общему ритму жизни сада. К тому же есть дети-«копуши», которые, как бы
ни старались, все равно не успеют за всеми. Если ваш ребенок такой,
поговорите с воспитателем, пусть малыша не торопят.
Вы также должны проинформировать воспитателей о том, какие продукты
противопоказаны вашему ребенку (пищевая аллергия, болезни желудка
печени, диабет и многие другие противопоказания). У каждого малыша к
тому же есть блюда, которые он не любит. Дома вы обычно не заставляете
есть эти продукты, — попросите и воспитательницу, чтобы ребенка не
заставляли их ест